Илья Рашап: О начинающих фотографах, гонорарах и жанре ню

Илья Рашап рассказал Image Industry, почему хорошо относится к «расплодившимся» фотографам, из-за чего редко работает для журналов и почему любит снимать в ню newfaces.

Image Industry: В ближайшее время вы проводите сразу несколько мастер-классов в разных городах. По какому плану обычно строится занятие?

Илья: Начинаю всегда с теории. Мне вообще кажется, что передать философию, свою позицию и отношение к делу намного важнее конкретного инструментария. Конечно, большая часть времени на любом занятии отводится практике. Но главное — дать человеку импульс, вектор развития. Именно за ним люди приходят на мастер-классы.

Image Industry: Что можете сказать об общем уровне фотографов в разных городах России?

Илья: В Москве, естественно, уровень выше. Не потому, что москвичи от рождения гениальны, просто сюда приезжают из других городов те, кто уже чего-то добился на этом поприще.

Но главное отличие не столько в уровне, сколько в мотивации. В столице 80% тех, кто приходит на занятия, не интересует финансовая сторона вопроса. Фотография для них — хобби, средство самоактуализации. В других городах все наоборот: большинство берет в руки фотоаппарат, чтобы заработать, и фильтрует информацию по принципу «могу ли я это применить на свадебной съемке». Парадокс в том, что реальный шанс зарабатывать хорошо выше у тех, для кого деньги не являются главной целью. Люди изначально ставят себе неверную мотивацию.

Image Industry: Может ли современный фотограф ограничиваться только техническими навыками или без культурного развития не обойтись?

Илья: Мне вообще не понятно, как можно делать что-то интересное и при этом не интересоваться социологией, психологией, политологией. Современному фотографу в нашей стране не хватает всестороннего развития, и это серьезная проблема. В первую очередь недостает высшего профессионального образования. Покажи большинству российских фотографов снимки, выставленные в галерее «Тейт», — и никто ничего не поймет. Более того, это образование у нас практически негде получить. А нельзя создавать что-то новое, не зная, что уже было сделано до тебя. Ты будешь обречен на вечное повторение.

Для себя проблему образования в сфере фото я решаю через индивидуальное обучение. Нахожу конкретных людей, в том числе и за рубежом, которые обладают нужными мне знаниями, — беру у них платные уроки по Skype. Часто посещаю мастер-классы.

Image Industry: Как вы относитесь к тому, что сейчас каждый второй считает себя фотографом?

Илья: Хорошо отношусь. Чем больше людей фотографирует, тем лучше, ведь от этого растет аудитория. Вот живопись не может похвастаться таким количеством почитателей. Хотя среднестатистический поклонник живописи лучше подкован в вопросе, чем фотолюбитель.

Image Industry: Как новичку понять, есть ли у него шансы стать хорошим фотографом?

Илья: Человек присылает снимки и спрашивает: «Стоит ли мне продолжать фотографировать?» На самом деле, можно ответить на этот вопрос, даже не смотря их. Если фотография доставляет удовольствие, вам надо продолжать.

Я думаю, фотографами не рождаются, а становятся. Конечно, у человека изначально должна быть предрасположенность к абстрактному мышлению. Но главное — это желание чего-то добиться, амбициозность и трудолюбие. Практика показывает, что составляющие успеха — это 5% таланта и 95% труда. Те, кто способен пахать, в итоге добиваются своего. Остальные продолжают болтаться где-то в серой середине. Все успешные люди, которых я знаю, — невменяемые трудоголики. Секрет успеха — адский труд.

Image Industry: Фотография в России — перспективный род деятельности?

Илья: Фотограф вполне может зарабатывать больше среднего уровня по России. Это, конечно, не нефтяной краник у себя во дворе, но вполне достойная профессия, в том числе и по доходам.

Бытует мнение, что на Западе дела в фотосреде обстоят намного лучше. Применительно к художественной фотографии и узкому кругу профессионалов это так. Но при этом средний уровень западных фотографов существенно ниже, чем в России. Так что не стоит судить по принципу «хорошо там, где нас нет». В данном случае это не совсем правда.

Image Industry: Какие фотопроекты чаще снимаете?

Илья: С журналами я работаю редко. Наш глянец обычно заказывает то, что абсолютно неинтересно с художественной точки зрения. У нас господствует концепт, согласно которому целевая аудитория — это неразумная толпа, которая не поймет стоящей идеи. Это мнение ошибочно, но переубеждать заказчиков — пустая трата времени. Уровень гонораров в наших журналах достаточно низкий. И в итоге ты делаешь то, что тебе не нравится, за деньги, которые тебя не устраивают. Это не всегда так, бывают исключения, но любые исключения лишь подтверждают общее правило.

В основном я работаю с корпоративными клиентами (календари, имиджевые и рекламные съемки) и частными заказчиками. Это значительно интереснее и в плане самореализации (ибо сюжеты куда как сложнее), и в финансовом аспекте. Например, снять календарь будет стоить 500 000 — 1 000 000 рублей. Частному клиенту съемочный день обойдется минимум в 40 000. Эти цены намного выше средних. Я не могу сказать, что «купаюсь» в клиентах, но заказов хватает.

Я предпочитаю работать реже, но дороже и качественнее. Некоторые идут по другому пути: устраивают по 5 съемок в день с невысокой ценой. Я так не могу — мне важно оставлять время для творчества.

Image Industry: Из чего складывается личный узнаваемый стиль фотографа?

Илья: В моем представлении индивидуальный стиль должен со временем видоизменяться. У многих он складывается быстро и остается неизменным. Но это часто приводит к застою. Я знаю множество талантливых фотографов с прекрасным чувством стиля, с хорошим вкусом, но... они застревают на своих штампах, их творчество становится однообразным и повторяемым — очень скучно смотреть одну и ту же работу в 500-й раз.

Должен быть собственный почерк, индивидуальность. Когда фотограф делает очень разные проекты, но сквозь них просматривается что-то общее, неуловимое, присущее лишь ему.

Image Industry: Как вы можете охарактеризовать свой стиль?

Илья: Я надеюсь, что мой стиль меняется со временем. Сейчас мне нравится апеллировать к американскому кино в жанре нуар, фильмам периода Великой депрессии. Меня интересует кинематографичность кадра, умение создать снимок, в который зритель может поверить. Как зрителю и как фотографу, мне уже давно надоели выхолощенные, «стерильные» фотографии. Уйти от этого очень сложно. Сама-то мысль простая, но для ее воплощения нужно сломать внутри себя желание снимать «красиво» и сосредоточиться на «снять осмысленно, атмосферно, сюжетно».

Image Industry: Вы много снимаете в жанре ню. При этом ваши фотографии никогда не выглядят пошлыми. Как вам это удается?

Илья: У меня последовательно менялось отношение к жанру ню. Когда ты только начинаешь, он воспринимается как запретный плод. В какой-то момент я окончательно осознал, что сиськи ради сисек — совсем неинтересно. Сейчас для меня ню — способ донести сообщение, инструмент, чтобы что-то рассказать.

Image Industry: Как вы строите работу с моделями? Даете им строгие указания или предоставляете свободу?

Илья: Все зависит от сюжета. Фотограф должен быть режиссером и сценаристом в одном лице. Необходимо погрузить человека в атмосферу, заставить его жить в кадре. Дальше модели нужно самой искать свой способ существования в том мире, в который вы ее поместили.

Раньше к выбору модели я относился проще. Находил красивую девочку в интернете, просматривал ее фотографии, оценивал лицо, фигуру. И было не столь важно, что у нее внутри.

Сейчас же все сложнее. У меня высокие требования к модели. Мне важен актерский талант, умение раскрыться. Я говорю с девушками, задаю вопросы, проверяю реакцию. Первые 2-3 съемки — знакомство, создание комфортного общения. Мне важно понять, что из себя представляет человек как личность. Если в процессе работы между нами возникает явная несовместимость, то я больше с ней работать не буду, даже если у нее шикарные внешние данные.

Image Industry: Вы привлекаете к работе в ню непрофессиональных моделей?

Илья: В основном их и снимаю. С ними интереснее. Профессиональная модель воспринимает обнажение как стандартное действие. Получаются «стерильные» фотографии. Любая имитация, неестественность, заученность создают уклон в порно, а это не наш метод общения со зрителем.

Image Industry: Какие предпочитаете интерьеры?

Илья: Я люблю «живые» площадки. Мне нравится обжитое пространство с атмосферой, своим стилем. Очень редко снимаю в студиях: в них, как правило, неестественная обстановка. Вот комната: есть столик, кровать, обои, окно... но нет плинтусов, нет пресловутого следа от бокала на тумбочке, под кроватью не стоят тапочки. Это неинтересно, скучно, в таком пространстве нет истории.

Ко всему прочему, основная проблема арендных студий — большая проходимость. Узнавать одну и ту же табуретку на 20-й фотографии у разных фотографов — ужасно.

Image Industry: Какую используете технику?

Илья: Да самую разную. У любого профессионального фотографа масса техники, потому что идеального инструмента не существует.

Мой совет: выбирайте объектив, а не фотоаппарат. Именно он рисует кадр, тогда как камера — просто приставка к объективу с кнопкой спуска. Canon 85L F1.2 — его я использую в большинстве случаев. Для предметной съемки беру Canon 100 macro F2.8. Из фотоаппаратов есть Canon EOS 5D, Canon EOS 5D Mark II, Phase One 645 DF. Список в целом довольно обширный.

Эти вопросы задают часто. Когда мне надоело на них отвечать, я написал статью про свою технику.

Image Industry: У вас плотный график съемок и мастер-классов. Остается ли время для отдыха?

Илья: На отдых времени почти не остается. Когда я перешел на фриланс и уволился со всех работ (занимался дизайном), то поначалу очень радовался свободе. Никто меня больше не загонит на пятидневку — это рабство. Но штука в том, что при пятидневке ты работаешь 5 дней по 8 часов, а если работаешь на себя, то 7 дней и по 24 часа. Работать дома тяжело. Процесс очень растягивается. Я иногда даже подумываю снять офис и «ходить на работу».

Image Industry: Какие зарубежные фотографы вас вдохновляют?

Илья: На сегодняшний день мои любимые фотографы — Элиотт Эрвитт, Вик Мунис и Грегори Крюдсон. Это звезды мировой фотографии, которые мне близки по ментальности и восприятию мира. Есть вещи, которые мне нравятся, а есть те, которые интересны. Интересны мне сотни фотографов. Нравятся, резонируют с душевным настроем — единицы.

Image Industry: Какой вы видите свою жизнь через 10 лет?

Илья: У меня есть мечта: поучаствовать в создании российского фотообразовательного проекта мирового уровня. Чтобы это было полноценное пятилетнее обучение, за которым наши люди сейчас едут в Америку.

А в целом хотелось бы постепенно увеличивать стоимость своей работы — чтобы оставалось как можно больше времени для творчества и художественной фотографии. Ведь именно ради этого я держу в руках фотоаппарат.

Илья Рашап

Сайт

Блог

Вконтакте

Подготовка текста – Эльмира Сегизбаева

Комментарии

Kustarnick
23 Марта 2014, в 11:21

Потрясающий фотограф!

Не перестаю вдохновляться и любоваться фотографиями! Спасибо за интересное интервью.

Илья
22 Марта 2014, в 17:47

Мечта хорошая.

Добавить комментарий

E-mail
Имя