Вся правда о каталожной съемке

Сергей Калягин рассказал Image Industry, как ему удается снимать 250 вещей в день, и почему съемка каталогов не превращается в рутину.

Image Industry: Сергей, как вы попали в фотоиндустрию? С чего начинали и к чему пришли сегодня?

Сергей: В фотографию погружен с головой уже около 6 лет. Не могу сказать, что пришел случайно, но и мечтой детства фотографию не назову. Когда был ребенком, смотрел, как брат возится с пленочными фотоаппаратами «Зенит» и «Смена». Запирался с ним в ванной и наблюдал, как тот проявляет пленку и химичит с реагентами, но, что сам буду к этому прикладывать руку, даже и в мыслях не было. Как-то давно одна моя подруга купила себе зеркальную камеру и несколько раз просила ее фотографировать. После этого я решил, что хочу и себе такую игрушку. Игрушка оказалась довольно интересной и увлекательной, что впоследствии явилось одной из причин для увольнения с работы в офисе.

Начинал, как любой самоучка, с фотографирования всего подряд, от карандаша, лежащего на столе дома до всего происходящего вокруг меня во время прогулок по городу. Какое-то время занимался репортажами праздничных мероприятий и спортивных соревнований. Даже довелось фотографировать еду для кафе и баров. Впоследствии перешел на съемку каталогов обуви, аксессуаров и одежды, чем, собственно, занимаюсь и сегодня.

Image Industry: Почему вы остановились на каталожной съемке?

Сергей: Съемка каталога одежды, на мой взгляд, один из самых прибыльных видов фото, особенно когда стабильно загружен работой. Опять же, работа над каталогами приносит мне и, надеюсь, будет приносить опыт и новые знакомства.

В любом виде фотосъемок, будь то репортаж, ню, бизнес-портрет, свадьба или семейная фотография, есть свои нюансы и сложности. Кто-то выбирает жанр из интереса, кто-то – из-за денег, кто-то по логике «у меня это получается лучше всего, поэтому этим и буду заниматься». На данном этапе я остановился именно на каталогах одежды, потому что для меня они объединяют все эти мотивы. Не знаю, сколько это продлится, буду снимать пока меня прёт.

Image Industry: Сергей, вы работаете в одном из самых крупных интернет-магазинов одежды России. Как проходит ваш съемочный день? Сколько дней в неделю снимаете, сколько часов?

Сергей: Работаем по шесть дней в неделю, в среднем съемки длятся по 9-10 часов. Приезжаем на место в тот момент, когда визажист занимается моделями, помощник подготавливает вещи, стилист их просматривает и готовит реквизит. Моя задача заключается в определении места съемки и организация общего процесса: чтобы всем было удобно работать, и никто не мешал друг другу. Также со стилистом обговариваем, как лучше снять ту или иную марку.

Порой ритм на съемках просто дикий! Кто-то из рабочей бригады может опоздать, размеры вещей не совпасть с размерами моделей или что-то из вещей или реквизита вообще может не попасть на съемку. Общий настрой может зависеть от чего угодно, даже от поведения одного человека, который может испортить настроение всем окружающим. Как в любом механизме, важно каждое звено, малейшая деталь. В данном случае мы все зависим друг от друга. Мы работаем как одна команда, поэтому справляться с нагрузками и стрессами удается сообща.

Image Industry: Сколько моделей обычно присутствует на площадке? 

Сергей: В основном работаю с двумя моделями, реже – с одной. Когда очень много вещей, на съемке бывает сразу три модели, но это происходит крайне редко. Со временем привыкаешь к таким нагрузкам, особенно когда снимаешь каждый день. А если модели с опытом, умеют быстро, хорошо работать, принимать разные позы, то время может пролететь незаметно.

Если сразу создать модели хороший настрой и задать быстрый темп, можно отснять все имеющееся вещи за более короткий срок. Но, бывает, утром идет очень долгая раскачка, народ еще не проснулся, и из-за этого происходит торможение рабочего процесса. Тогда на помощь приходит старый добрый кофе и громкая ритмичная музыка, или мне приходится разными способами подбадривать сонных людей на площадке.

Image Industry: Отличаются ли фото по качеству утром, на свежую голову, и вечером?

Сергей: Когда съемка очень длинная, много вещей, я бы даже сказал – сложноодеваемых вещей, модели устают, и им сложнее выдавать эмоции и динамику, которые я от них требую. Контролируя весь съемочный процесс, выматываешься и превращаешься в робота, который делает все на автомате и без эмоций. Но опять же повторюсь: ко всему со временем привыкаешь и стараешься распределить силы на весь съемочный день. Раньше, отсматривая фотографии, видел, что к концу съемки что-то мог не заметить: тут не поправили вещи, там торчит, здесь криво сидит вещь. Постоянная работа над собой позволяет допускать намного меньше подобных ошибок.

Image Industry: У вас есть личный рекорд по количеству отснятых образов? Знаете ли кого-то, кому удавалось больше за день (этот человек выжил)?

Сергей: Честно говоря, никогда не задавался целью идти на рекорд. В сезон обычно снимаем около 250 вещей за съемочный день. Бывали дни, когда снимали по 380 вещей, но это бывает очень редко, и на такие съемки берут 3 модели. Некоторые мои коллеги снимали по 400 и больше позиций (вещей) за съемочный день. В таких ситуациях нужно моделям и всей съемочной бригаде сразу задавать хороший ритм, иначе это грозит большим неотсъемом.

Image Industry: Сергей, как вам удается отснять столько луков? В чем секрет?

Сергей: Секрета никакого нет. Нужно уметь организовать людей и весь съемочный процесс с самого начала, ну, и больше позитива и радости! Все-таки какими бы ни были объемы, в веселой, радостной, легкой и ненапряженной обстановке работается намного проще и быстрее!

Image Industry: Вам никогда не приходила мысль сменить специализацию?

Сергей: Фотография для меня будет главным занятием всей жизни. Это я уже решил четко. Но не думаю, что фото будет для меня всегда основным средством дохода, поэтому всегда ищу что-то новое для себя и не боюсь рисковать. Как бы банально это не звучало, но действительно лучше жалеть о том, что ты сделал, чем о том, чего ты сделать даже и не пытался.

Image Industry: Опишите вашу самую экстремальную каталожную съемку.

Сергей: Это было прошлым летом. Съемка проходила на природе, а если быть точнее, то на веранде небольшого ресторанчика в парке. Все небо было в облаках, периодически солнце все же выглядывало. Шла подготовка к съемке. Мы заметили, что небо полностью затянуло, и ветер начал усиливаться, но работа продолжалась в обычном режиме. Мы стояли под высокими и густыми деревьями и не сразу заметили, как начало моросить. Буквально за считанные минуты слегка моросящий дождик превратился в огромный поток воды с неба! Мы еле успевали убирать вещи, свет, реквизит под небольшой навес, под которым и сами едва умещались! После звонка нашу съемочную бригаду решили отправить в фотостудию, которая, слава Богу, находилась неподалеку. И тут возникает новая проблема: ливень не заканчивается, а нам нужно перетащить все вещи и оборудование обратно в машину. В течение получаса наши модели сидели и наблюдали, как я и помощник, промокшие с головы до пяток, перетаскивали все в машину. И даже в такой ситуации мы были в отличном расположении духа! В итоге, большую часть позиций мы все-таки отсняли в этот день. Подобных историй можно вспомнить немало, именно из-за этого нельзя назвать то, чем мы занимаемся, рутиной!

Image Industry: Вы сами выбираете, где будете снимать? Какие фотостудии и интерьеры вы предпочитаете для съемок каталогов?

Сергей: Место для съемок выбирает мое руководство, поскольку для разных видов одежды и конкретных марок нужны определенные локации. Я же люблю специализированные фотостудии, где есть хорошее профессиональное оборудование и свободное пространство, в котором нет ничего лишнего, и никто не будет мешать. Предпочитаю снимать с естественным светом и очень люблю, когда в студии есть огромные окна. Передо мной как перед фотографом ставятся разные задачи, поэтому снимаю как в интерьерных местах, так и на однотонных фонах.

Image Industry: Есть ли у вас какие-то определенные требования к моделям? Какая модель для съемки каталога для вас идеальная?

Сергей: Основные требования – чтобы модель была внимательная и хорошо знала свое тело. Зачастую, девушки не знают, какие позы для них сильные, и в каких ракурсах они могут эффектно смотреться! Бывает такое, что приходят модели с небольшим опытом работы или вообще без опыта. Тогда приходится на протяжении всей съемки корректировать и прорабатывать почти каждую позу. От этого очень устаешь, и это замедляет процесс, но такая кропотливая работа – огромный плюс и для модели (со временем она начинает лучше работать), и для меня (проделывая подобную работу многократно, я сам совершенствуюсь).

Оговорюсь, что не всегда следует винить в плохой или медленной работе моделей. Многие фотографы не просто не умеют работать с моделью, они даже толком не могут объяснить, чего хотят от нее. В процессе съемки нервничают, могут грубить и кричать на модель, говорят, какая она бестолковая, что не умеет позировать. Чем чаще работаешь с новенькими девушками, тем потом проще становить контакт даже с профессиональными моделями.

Для меня идеальная модель та, которая еще до начала съемки может произвести на меня впечатление: взглядом, движениями, мимикой, легкостью и эмоциональностью. Таких очень мало, не все сразу могут раскрываться на камере полностью, но, опять же, многое зависит от работы фотографа.

Image Industry: Есть ли у вас свои правила в работе с моделями при съемке каталогов? 

Сергей: Перед началом съемки со всеми моделями, с которыми работаю впервые, провожу краткий инструктаж. Рассказываю им, что от них хочу увидеть, что им нужно делать и чего делать не следует. Так же объясняю нюансы съемки: к каждой марке одежды свой подход, как в позировании, так и в мимике лица. Я привык давать полную информацию еще до начала, чтобы в процессе съемки не было недопонимания и торможения. Благодаря этому у меня нет проблем с моделями.

Image Industry:Что вы посоветуете тем, кто хочет заниматься съемкой каталогов? 

Сергей: Без опыта сложно найти себе заказчиков. Есть два способа получить опыт в этом жанре. Советую искать молодых дизайнеров и снимать им вещи. Как правило, это не потребует огромных затрат. Максимум, на что вы потратите деньги, – это аренда фотостудии. Найти модель и визажиста можно и на творческой основе, пригласив тех, кто только начинают свою карьеру. Второй способ – устроиться фотографом в интернет-магазин одежды. В обоих случаях со временем вы набьете себе руку в работе со светом, во взаимодействии с моделями, узнаете много нюансов съемки каталога и сможете собрать себе портфолио. Главное не бояться и верить в себя!

Комментарии

Алена
12 Мая 2014, в 07:00

Интересное интервью, классные фотографии! Когда училась фотографировать, тоже в основном ориантировалась на известных фотографов. Всегда смотрю сайты с портфолио разных команд, заниающихся фотосъемкой для каталогов. 

Добавить комментарий

E-mail
Имя